• 16 марта - Единый день информирования населения: "Образование – приоритетное направление социальной политики белорусского государства. Организация шестого школьного дня. О вступительной компании 2017 года"

    14 марта 2017

     Отдел образования, спорта

    и туризма Солигорского районного

    исполнительного комитета

    Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа. Свидетельством достигнутых результатов являются досрочное выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране. Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира. Каждый третий житель республики учится.

    Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.

    Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

    В настоящее время в стране работают свыше 8 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают около 430 тыс. работников системы образования.         Республика Беларусь в рейтинге государств по индексу человеческого развития по показателям в сфере образования относится к государствам с очень высоким уровнем человеческого развития.  

    Обеспечивается доступность и качество дошкольного, общего среднего, специального и дополнительного образования детей; воспитания подрастающего поколения, подготовки его к жизни в современном обществе через оптимизацию сети учреждений и обеспечение квалифицированными кадрами, через обеспечение безопасных условий жизнедеятельности и условий для роста профессиональной компетентности педагогических работников.  

    В государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по реализации государственной политики в области образования и молодежной политики. 
             Государственная программа включает 11 подпрограмм: подпрограмму 1 «Развитие системы дошкольного образования»; подпрограмму 2 «Развитие системы общего среднего образования»; подпрограмму 3 «Развитие системы специального образования»; подпрограмму 4 «Развитие системы профессионально-технического и среднего специального образования; подпрограмму 5 «Развитие системы высшего образования; подпрограмму 6 «Развитие системы послевузовского образования»; подпрограмму 7 «Развитие системы дополнительного образования взрослых; подпрограмму 8 «Развитие системы дополнительного образования детей и молодежи; подпрограмму 9 «Обеспечение функционирования системы образования Республики Беларусь; подпрограмму 10 «Подготовка кадров для ядерной энергетики; подпрограмму 11 «Молодежная политика».       Целями Государственной программы являются повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность.      Результатом, характеризующим достижение целей государственной программы, является выполнение следующих сводных целевых показателей: позиция Республики Беларусь в рейтинге стран по индексу человеческого развития (индекс уровня образования); охват молодежи мероприятиями в сфере молодежной политики и патриотического воспитания. Позиция Республики Беларусь в рейтинге в группе стран с очень высоким индексом развития  образования – объективная характеристика доступности и качества образования.  Для достижения поставленной цели до конца 2020 года предусматривается решение ряда задач в рамках подпрограмм.  

    Реализация запланированных мероприятий позволит к 2020 году обеспечить выполнение показателя по охвату детей от 3 до 6 лет учреждениями дошкольного образования, улучшить материально-техническое обеспечение учреждений образования (условия для качественного обучения) и кадровый потенциал системы, а в целом – уровень качества предоставления услуг в учреждениях  образования;  развить инклюзивное образование лиц с особенностями психофизического развития и сохранить доступность и вариативность образования для детей с особыми потребностями.  Подпрограммами также предусмотрено решение задач по повышению качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов с профессионально-техническим и средним специальным образованием; по приведению объемов и структуры подготовки рабочих, служащих и специалистов в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в соответствие с потребностями экономики, развитием ее высокотехнологичных отраслей.

    В образовательном пространстве Солигорского района 93 учреждения, (в том числе подчинено отделу образования, спорта и туризма  – 77), которые обеспечивают все уровни образования: дошкольное, общее среднее, профессионально – техническое, среднее специальное и высшее образование, дополнительное образование детей и взрослых, а также специальное образование.

    В районе увеличивается количество воспитанников учреждений дошкольного образования (с 7029 до 7314), стабилен охват дошкольным образованием детей до 6 лет 86,7% (2015 г.- 86,6), при отсутствии очередности в учреждения.

    Достигнута положительная динамика в обеспеченности средствами воспитания и обучения в соответствии с перечнем оборудования (с76 до 79,2%), в создании новых форм дошкольного образования (с 49 до 67).

    Улучшается показатель «пропуск одним ребенком по болезни» (3,0). Ежегодно выполняется норматив социального стандарта по охвату детей дошкольного возраста подготовкой к школе.

             Стабильная динамика наблюдается и в развитии системы общего среднего образования: увеличивается количество обучающихся 14498 до 14727) с одновременным увеличением средней наполняемости классов до 19,6 учащихся.

    Эффективности образовательного процесса способствуют различные направления обучения. Организована работа 6 вечерних классов с профессиональным обучением на базе Старобинской СШ. Помочь учащимся определиться в жизни помогает двуязычное франкофонное отделение Гимназии №1; специализированные по спорту классы (14 по 5 видам спорта в СШ № 2, 3, 5, 8, 14), кадетские классы СШ №1 (6 классов, 135 учащихся (2015 г. – 5/115); факультативные занятия (100% учащихся). В 17 учреждениях (гимназии №1,2,3, СШ № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8,10, 11, 14, Краснослободская, Старобинская, Величковичская, Долговская) организовано профильное обучение, в том числе 6 профильных педагогических групп (Гимназия № 2, СШ № 1,10) с охватом 42 учащихся (2015 г. - 24).

    Планомерная работа дает результаты. Ежегодно есть победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам. За 2016 год 23 учащихся и 3 педагога поощрены премией специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов.

    Достигнуто увеличение количества выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями и получивших свидетельства об общем базовом образовании с отличием (2016 г. – 81, 124; 2015 г. - 61 и 90 соответственно).

     По итогам централизованного тестирования ежегодно учреждения входят в ТОП – лучших в Республике Беларусь (2016 г. – 7, 2015 г. -5). Традиционно есть 100 – балльники (4), 86% выпускников поступили в учреждения высшего и среднего специального образования (2015 г. – 82%).

    Предоставляют услуги по ведению электронных дневников учащихся в гимназии № 1, 3, СШ № 4, 10, Краснослободской и Октябрьском УПК.

    Специальным образованием охвачено 100% (1822) детей с особенностями психофизического развития. Функционирует Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в котором обучаются 93 ребенка (2015 г. – 105).

    По сравнению с 2015 годом в 2016 году снизилась преступность среди учащихся учреждений общего среднего образования на  26,7% (с 30 до 22 преступлений). На 41,2% уменьшилось количество лишений родительских прав. Устройство детей в замещающие семьи на протяжении 5 последних лет составляет 100%  вновь выявленных.

    В учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи района заняты 47,5% учащихся, в учреждениях физической культуры и спорта  - 22,6%. В учреждениях образования работает 26 музеев, 20 клубов для учащихся (1108 человек), 26 детско-родительских и 4 семейных клуба (853).

    Учреждения обеспечены квалифицированными кадрами. Категорию «учитель - методист» имеют два педагога. По итогам 2016 года лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь стала Раиса Александровна Романеня, руководитель студии декоративно – прикладного искусства "Беларускі сувенір", педагог дополнительного образования государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи Солигорского района». На результативность работают и проекты: один экспериментальный, 6 инновационных; пилотный проект по апробации механизма нормативного финансирования (2016 г. – 1 учреждение, 2017 г. - 31); педагогические проекты областного (9) и районного (54) уровней. И для района это важно. К примеру, культурно – этнографический проект Гоцкой средней школы, не просто выиграл грант конкурса ПРООН, но объединил население деревни Гоцк и превратил ее в центр этнографического туризма. Организована работа лабораторий областного ресурсного центра: интерактивная; языкового погружения; учебная лаборатория начальной школы; робототехники Lego.

    В целях совершенствования организации шестого школьного дня в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня», инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь,  в учреждениях образования района спланировано расписание шестого школьного дня.  В субботу организованы занятия по интересам, факультативные занятия для учащихся 9-11 классов, стимулирующие - для одаренных и талантливых детей, поддерживающие - для слабоуспевающих. В субботний день обучающиеся могут посещать спортивные секции, объединения по интересам и творческие коллективы учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специальные учебно-спортивные учреждения, учреждения культуры, а также иные социокультурные учреждения и организации. Также в этот день учителя-предметники проводят предметные недели, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы и др. Особое внимание уделено взаимодействию с семьей. Родители, в случае необходимости, посещают консультации, встречаются с педагогами-предметниками, педагогами – психологами для обсуждения вопросов, которые не могут решить в силу своего рабочего времени в будние дни. В шестой школьный день работают учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Максимально занятыми в мероприятиях шестого школьного дня должны быть учащиеся, требующие особого педагогического внимания, состоящие на различных категориях профилактического учета.  Одно из принципиальных новшеств - решение вопросов трудового воспитания и взаимодействия общей средней школы с системой профессионально-технического образования. Организовано проведение профориентационных мероприятий, допрофессиональной подготовки и профессионального обучения учащихся школ на базе профессионально-технических и средних специальных учреждений. Проведение таких занятий помогает школьникам постичь навыки тех или иных профессий.             Суббота — благоприятное время для организации общественно полезного труда учащихся, волонтерской деятельности во взаимодействии с ОО «БРСМ», ОО «БРПО» (субботники, трудовые акции, благотворительные трудовые марафоны, акции по сбору вторсырья, оказание посильной помощи ветеранам, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, детям-инвалидам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взрослым, которые нуждаются во внимании и заботе), для туристско-экскурсионной работы, для проведения различных воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных, развивающих и досуговых мероприятий, а также работы с родителями. В широком спектре рекомендуемых мероприятий в субботний день — предоставление образовательных услуг учителями начальной школы, в том числе на платной основе, по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    Посещение обучающимися мероприятий шестого школьного дня дело добровольное.  Продолжительность шестого школьного дня утверждается приказом руководителя учреждения образования в режиме работы учреждения образования и предусмотрена в правилах внутреннего распорядка. Примерная продолжительность пребывания учащихся в учреждении образования – не более 4-х часов.          Информация о предлагаемых в шестой день мероприятиях заблаговременно размещается на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования, доводится до сведения родителей на общешкольных и классных родительских собраниях.

    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 внесены изменения и дополнения в правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования, которые сохраняют сложившуюся систему приема, обеспечивают соблюдение разумного баланса интересов государственных органов - заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей, а также направлены на повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования республики и качества отбора наиболее подготовленных абитуриентов. Основными нововведениями являются возможность сдачи централизованного тестирования по четырем учебным предметам, расширение срока действия сертификатов ЦТ до двух лет, организация до трех резервных дней ЦТ. В соответствии с документом вводятся льготы для профильных классов педагогического направления при поступлении на педагогические специальности: зачисление на дневную бюджетную форму получения высшего педагогического образования выпускников таких классов по результатам собеседования, при этом срок последующей обязательной работы по распределению составит не менее пяти лет. Кроме того, созданы равные условия конкурса при поступлении на сельскохозяйственные специальности во все учреждения высшего образования. Для поступающих на сокращенный срок обучения предусмотрено два вступительных испытания по дисциплинам учебного плана среднего специального образования, определяемые приемной комиссией учреждения. Также уточнены отдельные процедурные и технические вопросы приемной кампании.          

      Областной материал